Наши новости

ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО. ЧТО К НИМ ОТНОСИТСЯ? ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ?

При внедрении требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) большинство компаний задаются вопросом о стоимости затрат на обеспечение качества продукции или услуг.

Обычно такие затраты составляют значительную часть от числа всех затрат, что равняется приблизительно 15-20 %. На некоторых же предприятиях данная доля может достигать и 60 %.

В этой статье предлагаем разобраться, что относится к этим затратам, и какие есть категории.

Затраты на качество – это затраты, возникающие в процессе управления качеством продукции. Они включают:

  1. затраты, понесенные в связи с предотвращением дефектов продукции
  2. и/или в результате производства дефектного материала, который либо попадает к потребителю, либо обнаруживается еще внутри компании.

Цель эффективной системы качества — сделать все правильно.

Без дефектов с первого раза. Стоимость того, чтобы сделать все правильно с первого раза, намного меньше, чем потенциальная стоимость повторной обработки дефектной детали.

Существует четыре основные категории затрат на качество:

• Стоимость оценки/проверки

• Стоимость предотвращения

• Стоимость внутреннего отказа

• Стоимость внешнего отказа

Затраты на оценку/проверку

Эти затраты включает в себя проверку и испытания на протяжении всего цикла производства, от проверки сырья, полученного от поставщика, проверки его соответствия спецификациям до проверки в процессе производства (т. е. обеспечения соответствия продукции на каждом этапе производства) и проверки соответствия готовой продукции.

Затраты на проверку – это затраты, понесенные для определения степени соответствия требованиям качества. Это затраты, связанные с оценкой поставщиков, поступающих материалов, процессов, продуктов и услуг, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартным спецификациям. Методы, используемые при оценке затрат на проверку, включают:

• Инспекция: используется при проверке сырья, производственных установок и продуктов на соответствие согласованным спецификациям или эталонам.

• Аудиты качества: применяются для подтверждения того, что система качества работает правильно.

• Рейтинг поставщиков: это просто оценка поставщиков на основе результатов оценки и одобрения их продуктов и/или услуг.

Затраты на предотвращение

Затраты на предотвращение – это затраты, на соответствующее обучение, планирование, организацию рабочих мест для обеспечения эффективности и безопасности деятельности. В эту стоимость также входит проведение периодического анализа для обеспечения оптимальной эффективности. Поощряется, чтобы на такие предварительные/предупреждающие мероприятия, в компании выделялись значительные денежные ресурсы.

Затраты на предварительные мероприятия связаны с предотвращением или устранением проблем с качеством. Эти затраты связаны с проектированием, анализом, внедрением и поддержанием функционирования системы менеджмента качества.

Эти затраты планируются и осуществляются до фактической производственной деятельности. Примеры затрат на профилактику включают:

• Требования к продукту или услуге: разработка и составление спецификаций для входящего сырья, процессов, готовой продукции и услуг.

• Планирование качества: создание планов качества, надежности, операций, производства и контроля.

• Обеспечение качества: это создание и поддержание системы качества.

• Обучение: Разработка, подготовка и осуществление программ обучения.

Стоимость внутренних отказов

Внутренние сбои/отказы — это затраты на решение проблемы, связанной с продуктом, до того, как он попадет к клиентам. Затраты на внутренние неисправности связаны с исправлением дефектов, обнаруженных до того, как продукт или услуга попадает к потребителю. Эти затраты возникают, когда результаты работы не соответствуют стандартам запланированного качества и обнаруживаются до того, как они будут доставлены заказчику.

Они могут включать:

• Потери: выполнение ненужных работ или хранение запасов в результате просчетов, некачественные материалы, неисправное оборудование, которое может привести к задержке и простою, плохая коммуникация.

• Брак/лом: Дефектный продукт или материал, который невозможно отремонтировать, использовать повторно или продать.

• Доработка или исправление: это исправление дефектного материала или ошибок. Это продукты, требующие доработки.

• Анализ отказов: это действия, требующие установления причин внутреннего отказа продукта или услуги.

Стоимость внешних отказов

Эта категория касается стоимости проблем, возникших в результате выпуска на рынок бракованного продукта. К ним могут относиться проблемы с гарантией, затраты на отзыв продукции, возврат и ремонт.

Эти затраты связаны с исправлением дефектов, обнаруженных клиентами в результате того, что продукты или услуги не соответствуют заявленным стандартам качества, обнаруженным только после передачи продукции заказчику.

Сюда относятся следующие затраты:

  • Ремонт и обслуживание: это касается как возвращенной продукции, так и к той, которую необходимо ремонтировать на месторасположении заказчика, где она эксплуатируется.

  • Претензии по гарантии: они относятся к продуктам, которые вышли из строя и были заменены, или к услугам, которые повторно выполняются по гарантии.

  • Жалобы: это работа и расходы, связанные с обработкой и обслуживанием жалоб клиентов.

  • Возврат: это включает в себя обработку и расследование отклоненных или отозванных продуктов, включая транспортные расходы.
Полезные статьи