Наши новости

Как провести внутренний аудит систем менеджмента?

Внутренний аудит (аудит 1ой стороны) – это внутренняя проверка в организации/на предприятии собственной системы менеджмента (СМК, СМБПП, СЭМ и т.д) соответствия её собственным регламентам, процедурам, руководству, инструкциям и требованиям соответствующих стандартов (ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), ISO 22000 (ГОСТ Р ИСО 22000), ISO 140001 (ГОСТ Р ИСО 14001) и др.).
Внутренний аудит при качественном и правильном его проведении позволяет руководству достигнуть следующие цели и задачи:

  1. Удостовериться в адекватности и соответствии разработанной документации СМ.
  2. Выявить возможные несоответствия и определить направления для улучшений.
  3. Выявить риски и усовершенствовать процессы.
Такие аудиты могут быть проведены, как силами своих сотрудников, так и с привлечением стороннего специалиста.
Принципы проведения аудита, требования к разработке программы аудита, порядок проведения аудита, требования к компетентности и оцениванию аудиторов описаны в стандарте ISO 19011:2018 «Руководство по проведению аудита систем менеджмента» (ГОСТ Р ИСО 19011-2021 «Руководство по проведению аудита систем менеджмента»).
Основные этапы внутреннего аудита:

  1. Планирование
  2. Проведение
  3. Составление отчета/акта
  4. Определение корректирующий мероприятий (действий, направленных на устранение причины несоответствий).
Внутренние аудиты лучше планировать на основе процессного и риск-ориентированного подхода, при этом учитывать, чтобы каждый процесс, а также каждое подразделение, были проверены в течение года хотя бы один раз, особое внимание при этом уделять значимым процессам или тем, которые являются «проблемными».
При проведении аудита внутренние аудиторы должны подобрать соответствующие каждому процессу и подразделению организации методы аудита:

  • опросы сотрудников,
  • наблюдения за деятельностью,
  • проверка документации и др.
Свидетельства аудита должны быть задокументированы, например, в специально-разработанном чек-листе, и подтверждены соответствующими доказательствами.

Собранные свидетельства аудита должны быть оценены в соответствии критериям аудита (процедурам, требованиям стандарта, требованиям законодательства и пр.).

После составления отчета/акта результаты аудита, выявленные несоответствияобсуждаются со всеми участниками аудита.

Важно, чтобы понимание и согласование с выявленными несоответствиями было подтверждено владельцем проверяемого процесса или руководителем проверяемого подразделения.

Далее ответственные сотрудники анализируют несоответствие, определяют его причины и разрабатывают корректирующие мероприятия, определяют сроки их выполнения и ответственных лиц.

Наши обучающие курсы и аутсорсинговые услуги от 3Р Стандарт помогут Вам в улучшении навыков проведения внутренних аудитов системы менеджмента на Вашем предприятии:
  1. Обучение на внутреннего аудитора СМ (систем менеджмента) по ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, ISO 22000, FSSC 22000.
  2. Инструменты решения проблем: Диаграмма Исикавы "Рыбья кость".
  3. Инструменты решения проблем: 5 Почему? Для установления корневых причин несоответствий, происшествий, поломок.
  4. Аутсорсинг специалиста для проведения внутренних аудитов.

Подать заявку на любую заинтересованную Вами услугу можно на нашем сайте

Полезные статьи